Владимир Путин, находясь с историческим визитом в Тегеране, предложил включить в итоговую декларацию саммита пункт о ненападении прикаспийских стран друг на друга. На фоне непростых отношений с США для Ирана эти строчки важны особенно. Взамен иранцы организовали массовое поздравление президента России с давно прошедшим днем рождения.
Владимир Путин прибыл в Тегеран на второй саммит Прикаспийских государств. Это первый в советской и российской истории приезд лидера государства в Иран после знаменитой Тегеранской конференции 1943 года, на которую приезжал Иосиф Сталин. Российского президента перед дворцовым комплексом «Садабад», где прошли пятисторонние переговоры на высшем уровне, встретил лично иранский президент Махумад Ахмадинеджад. Он поприветствовал своего гостя, а затем прозвучали гимны Ирана и России.
В саммите впервые приняли участие лидеры всех пяти прикаспийских государств. Кроме Путина и Ахмадинеджада, это президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, новый лидер Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и глава Азербайджана Ильхам Алиев.
Иранский президент на правах хозяина саммита в начале переговоров обозначил цель встречи, как выработку окончательного договора по статусу Каспийского моря, из-за которого прикаспийские государства спорят уже много лет.
«Я надеюсь, что те переговоры, которые пройдут сейчас, пройдут в дружественной атмосфере, и мы сможем выработать окончательные договоренности по статусу Каспийского моря, правовым вопросам», – заявил он. Лидеры планируют, что в конце саммита будет подписана итоговая декларация, в которой будет установлен статус Каспия, а также как будут себя вести прилегающие к нему страны. Документ должен будет действовать до выработки Конвенции о правовом статусе моря. Так, Иран, которому принадлежит всего 13% береговой полосы моря, настаивает на равном делении шельфа и дна моря между пятью странами. Россия, Казахстан и Азербайджан, которые владеют в общей сложности 64% береговой полосы, категорически не поддерживают эту идею. Кроме того, стоит вопрос, стоит ли делить на сектора водную поверхность Каспия.
Владимир Путин, выступая вслед за Ахмадинеджадом, подчеркнул, что «хозяйственная деятельность на дне и в недрах Каспия может осуществляться в рамках национальных зон недропользования». Также Путин сказал о необходимости решении вопросов о судоходстве под национальными флагами прикаспийских государств.
Еще один вопрос, поднятый российским президентом, напрямую касался сложных отношений Ирана с США, которые являются главными противниками наличия у иранцев собственной ядерной программы, подозревая, что настоящей ее целью является создание атомной бомбы.
Путин предложил, чтобы в итоговой декларации саммита говорилось о невозможности предоставления прикаспийскими странами своих территорий третьим государствам для осуществления агрессии в отношении одного из них.
Подписываясь под этим пунктом, лидеры брали бы на себя обязательство ничем не помогать США в случае военной операции против Ирана. «Это важные принципы, которые закрепляются в этом документе. Они создадут ту атмосферу доверия, используя которую мы сможем в конечном итоге решить все основополагающие принципы, которые заложим в этом регионе на многие годы вперeд», – пояснил президент РФ. В качестве мер поддержания добрососедских отношений Путин напомнил, что Россия уже предлагала создать совместную военно-морскую группу оперативного взаимодействия «Касфор». «Положительный опыт такого взаимодействия есть на Черном море. Мы можем использовать то, что накоплено в других акваториях, в других морях», – сказал он.
В итоге пункт о мире между прикаспийскими странами действительно оказался в тексте декларации. Как говорится в документе, все пять государств «ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон».
Перед подписанием декларации иранцы отблагодарили Путина, напомнив собравшимся, что больше недели назад, 7 октября, он отмечал день рождения.
После этого участники саммита, от президентов до журналистов, стали поздравлять российского президента. В декларации был и еще один антиамериканский абзац: «Стороны подтверждают неотъемлемое право всех государств-участников договора о нераспространении ядерного оружия развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в рамках положения этого договора, а также механизма МАГАТЭ». Под этим тоже подписались все участники саммита.
Что касается раздела Каспийского моря, о котором так хотел, наконец, договориться иранский президент, то о нем в документе ничего конкретного сказано так и не было.